Рис. 28. Отделение затворной рамы с затвором |
. Отделить затвор от затворной рамы. Взять затворную раму в левую руку затвором вверх (рис. 29), правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор вперед.
Рис. 29. Отделение затвора от затворной рамы |
. Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ чеки газовой трубки и повернуть чеку от себя до вертикального положения (рис. 30) и снять газовую трубку с патрубка газовой камеры.
Рис. 30. Поворот чеки газовой трубки с помощью пенала принадлежности |
2.6.2. Порядок сборки автомата после неполной разборки
1. Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой подвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой камеры и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу до упора, повернуть с помощью пенала принадлежности замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
2. Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор - в правую и вставить его цилиндрическую часть в канал затворной рамы, повернуть затвор так, чтобы его выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.
3. Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить шейку приклада, правой ввести газовый поршень в полость колодки прицела и подвинуть затворную раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед до упора.
4. Присоединить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой, правой рукой ввести возвратный механизм в капал затворной рамы, сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, опустив несколько вниз, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.
5. Присоединить крышку ствольной коробки. Вставить крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец крышки ладонью правой руки вперед, и вниз, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.
6. Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель.
Нажать па спусковой крючок и поднять переводчик до упора.
7. Присоединить пламегаситель.
Навернуть пламегаситель на резьбовой выступ колодки мушки (на ствол) до упора. Если паз пламегасителя не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть пламегаситель до совмещения паза с фиксатором. 8. Присоединить шомпол.
Вставить резьбовой конец шомпола в отверстие в кольце цевья. Утопить шомпол. Головку шомпола вставить в паз на колодке мушки. 9. Вложить пенал в гнездо приклада.
Уложить отвертку и выколотку в пенал и закрыть его крышкой, вложить пенал дном в гнездо приклада и утопить его так, чтобы гнездо закрылось крышкой. 10. Присоединить магазин к автомату.
Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина (рис. 31) и повернуть магазин на себя так, чтобы защелка вошла в зацепление с опорным выступом магазина.
Рис. 31. Присоединение магазина |
Взять автомат за цевье, совместить паз зажимного устройства прицела с планкой оружия; убедившись в том, что рукоятка зажимного устройства находится в заднем положении, продвинуть прицел вперед до упора и закрепить его, повернув рукоятку вперед до упора.
2.6.3 Порядок полной разборки автомата 1. Произвести неполную разборку 2. Разобрать магазин.
Взять магазин в левую руку крышкой вверх (выпуклой частью от себя), правой рукой с помощью выколотки утопить выступ стопорной планки в отверстие на крышке магазина, большим пальцем левой руки сдвинуть крышку несколько вперед (рис. 32), правой рукой снять крышку с корпуса, удерживая при этом стопорную планку большим пальцем левой руки, постепенно освобождая пружину, вынуть ее вместе со стопорной планкой и подавателем из корпуса магазина, отделить подаватель от пружины.
Рис. 32. Отделение крышки магазина |
Взять возвратный механизм ц левую руку, поставить направляющий стержень вертикально пятой вниз на стол или упор, сжать возвратную пружину вниз, правой рукой развести концы подвижного стержня и отделить муфту (рис. 33), снять пружину с направляющего стержня, отделить подвижный стержень от направляющего стержня.
Рис. 33. Отделение муфты возвратного механизма |
Вытолкнуть выколоткой штифт, удерживающий ударник и ось выбрасывателя (рис. 34), и извлечь ударник из канала затвора, вытолкнуть выколоткой ось выбрасывателя. Отжимая большим пальцем правой руки зацеп выбрасывателя (от центра затвора) и придерживая его указательным пальцем, извлечь выбрасыватель с пружиной из паза затвора.
Рис. 34. Выталкивание штифта при отделении ударника и выбрасывателя от затвора |
Внимание: Разборка и сборка производится под руководством офицера или мастера по ремонту вооружения. Отделить узел спускового механизма. Удерживая автомат левой рукой за ствольную коробку, правой с помощью выколотки нажать на рычаг автоспуска и разъединить шептало автоспуска с курком, спустить курок с боевого взвода. Тонким концом выколотки поднять левый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка, отверткой вывести длинный конец пружины автоспуска из кольцевой проточки оси спускового крючка, выколоткой продвигая ось спускового крючка влево, вынуть ее, тонким концом выколотки поднять правый конец боевой пружины и пальцами завести его за боевой взвод курка (рис. 35), извлечь из ствольной коробки узел спускового механизма, состоящий из спускового крючка, шептала с пружиной, замедлителя с пружиной и трубчатой оси.
Рис. 35. Заведение правого конца боевой пружины за боевой взвод курка |
Рис. 36. Извлечение трубчатой оси |
Рис. 37. Извлечение курка из ствольной коробки |
Рис. 38. Извлечение автоспуска с пружиной из ствольной коробки |
6. Отделить цевье
(цевье отделяется в редких случаях при удалении складской смазки, после попадания автомата в грязь, воду и т. п.). Взять автомат левой рукой за цевье, правой рукой с помощью отвертки повернуть чеку кольца цевья на пол-оборота вперед; большими пальцами обеих рук (рис. 39) сдвинуть кольцо цевья к газовой камере, подать цевье вперед и отделить его от автомата. От цевья необходимо отделить металлический экран. При отделении экрана не следует применять больших усилий, чтобы избежать деформации боковых стенок экрана.
Рис. 39. Сдвигание кольца цевья |
2.6.4. Порядок сборки автомата после полной разборки 1. Присоединить цевье.
Присоединить к цевью экран. Удерживая автомат левой рукой за ствольную коробку, правой приложить цевье снизу к стволу и сдвинуть его к ствольной коробке так, чтобы выступ цевья вошел в гнездо ствольной коробки, прижимая цевье к ствольной коробке, надвинуть кольцо цевья на цевье и повернуть чеку на пол-оборота назад. 2. Собрать ударно-спусковой механизм присоединить переводчик: удерживая автомат левой рукой, правой ввести сектор переводчика в фигурное отверстие правой стенки ствольной коробки так, чтобы цапфы вошли в отверстия в стенках ствольной коробки, поставить переводчик на автоматический огонь (АВ); присоединить автоспуск: вставить короткий конец пружины автоспуска в отверстие выступа автоспуска и через окно для магазина ввести автоспуск с пружиной в ствольную коробку, поставить рычаг автоспуска на свое место и ввести справа выколотку в отверстие для оси автоспуска и пружины, удерживая автоспуск с пружиной правой рукой, левой - вставить ось (рис. 40);
Рис. 40. Вставление оси автоспуска |
Рис. 41. Положение боевой пружины на курке |
и завести ее концы за боевой взвод курка, удерживая курок и концы пружины пальцами правой руки, вставить курок в ствольную коробку левой цапфой в сторону патронника и совместить его отверстие с соответствующими отверстиями в ствольной коробке, ввести справа выколотку толстым концом в отверстия ствольной коробки и курка, отверткой прижать длинный конец пружины автоспуска к дну ствольной коробки и продвинуть выколотку до выхода ее в левое отверстие ствольной коробки, удерживая курок правой рукой, вставить слева ось курка, продвинув ее вправо до упора (должен быть слышен щелчок); пальцами правой руки снять правый конец боевой пружины с боевого взвода курка и опустить его на дно ствольной коробки; собрать узел спускового механизма: взять в левую руку спусковой крючок, присоединить к нему замедлитель курка и правой рукой продвинуть трубчатую ось через отверстия в замедлителе. К правой стенке крючка, придерживая пальцем левой руки трубчатую ось от смещения вправо, поместить пружину замедлителя между стенками спускового крючка длинным концом вверх и вперед, совмещая отверстие в пружине с отверстием в правой стенке спускового крючка, продвинуть трубчатую ось влево; вставить пружину шептала в отверстие шептала одиночной стрельбы, шептало с пружиной правой рукой установить между левой стенкой спускового крючка и пружиной замедлителя так, чтобы нижний конец пружины шептала вошел в выем на дне спускового крючка, прижимая шептало большим пальцем левой руки к дну спускового крючка, совместить отверстия в шептале и левой стенке спускового крючка, продвинуть трубчатую ось до упора буртика оси в стенку замедлителя; с помощью выколотки завести длинный конец пружины замедлителя в паз защелки замедлителя; присоединить узел спускового механизма: поместить узел спускового механизма в ствольную коробку на свое место, выколоткой приподнять правый конец боевой пружины вверх и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка. Вставить с левой стороны ствольной коробки ось спускового крючка, продвинуть ее вправо через отверстия в ствольной коробке и трубчатую ось до упора (длинный конец пружины автоспуска при этом должен находиться сверху оси), выколоткой завести длинный конец пружины автоспуска в кольцевую проточку оси спускового крючка, пальцами правой руки снять левый конец боевой пружины с боевого взвода курка и положить его на прямоугольный выступ спускового крючка, проверить стопорение осей длинным концом пружины автоспуска, поставить курок на взвод автоспуска.
3. Собрать затвор.
Вставить выбрасыватель с пружиной в паз затвора и приложить головную часть выбрасывателя к какой-либо опоре, нажав на выбрасыватель, вставить ось выбрасывателя к отверстие под ведущим выступом затвора так, чтобы вырез на оси был обращен в сторону цилиндрической части затвора; взять затвор в левую руку ведущим выступом вверх, а цилиндрической частью к себе и ввести в канал затвора ударник большим вырезом влево, со стороны ведущего выступа вставить в отверстие затвора штифт и продвинуть его до конца. 4. Собрать возвратный механизм.
Упереть пятку направляющего стержня в стол (упор), надеть пружину на направляющий стержень и сжать ее настолько, чтобы конец направляющего стержня вышел из нее. Удерживая левой рукой пружину, правой развести концы подвижного стержня. продеть один из них в образовавшуюся петлю и отпустить пружину до упора в подвижный стержень (рис. 42). Вставить муфту между концами подвижного стержня, левой рукой сжать пружину, правой перевести подвижный стержень в вертикальное положение, после чего плавно отпустить пружину до упора ее в муфту. 5. Собрать магазин.
Присоединить подаватель к пружине магазина - ввести виток свободного конца пружины под загиб подавателя, вставить пружину с подавателем в корпус магазина, утопить стопорную планку в корпус и, удерживая ее в таком положении, надеть крышку магазина на корпус так, чтобы она своими захватами удерживалась на загибах корпуса, а выступ стопорной планки вышел в отверстие крышки (должен быть слышен щелчок). 6. Дальнейшую сборку производить,
Рис. 42. Сборка возвратного механизма |
2.7. Чистка и смазка
2.7.1. Для чистки и смазки автомата применяются:- всесезонное масло КРМ - для чистки автомата и смазывания его частей и механизмов в интервале температур окружающего воздуха от плюс 50 градусов С до минус 50 градусов С;
- зимнее масло РЖ - для чистки автомата и смазывания его частей и механизмов в интервале температур окружающего воздуха от плюс 5 градусов С до минус 50 градусов С;
- летнее масло ВО - для смазывания канала ствола, частей и механизмов автомата после их чистки; это масло применяется при температуре воздуха выше плюс 5 градусов С;
- раствором РЧС (раствор чистки стволов) для чистки каналов стволов и других частей автомата, подвергающихся воздействию пороховых газов.
Примечание. Раствор РЧС приготовляется в количестве, необходимом для чистки оружия в течение одних суток. Состав раствора:- вода, пригодная для питья, - 1 л;
- углекислый аммоний - 200 г;
- двухромовокислый калий (хромпик) - 3...5 г.
- ветошь или бумага КВ-22 - для обтирания, чистки и смазки автомата;
- пакля (короткое льноволокно), очищенная от кострики, - только для чистки канала ствола.
Для удобства чистки пазов, вырезов и отверстии можно применять деревянные палочки.
Категорически запрещается использовать для чистки автомата абразивные материалы (наждачная бумага, песок и т. п.).
при подготовке к стрельбе;
после стрельбы боевыми и холостыми патронами - немедленно по окончании стрельбы на стрельбище (в поле), при этом чистятся и смазываются ствольная коробка, канал ствола, газовая камера, шток с газовым поршнем, затворная рама и затвор. Окончательная чистка автомата производится по возвращении со стрельбы и в течение последующих 3-4 дней ежедневно;
после наряда и занятий в поле без стрельбы - по возвращении с наряда или занятий;
после марша или транспортирования;
в боевой обстановке и на длительных учениях - ежедневно в период затишья боя и во время перерывов учений;
если автомат не применяется - не реже одного раза в неделю. После чистки автомат смазать. Смазку наносить только на хорошо очищенную и сухую поверхност